Виды работ Роспись Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра

ЕЩЕ ФОТО

Палехские лаковые миниатюры пишутся на изделиях из папье-маше - шкатулках, баулах, пластинах, брошах, пудреницах, кольцах и кулонах. Процесс создания произведения труден, кропотлив и состоит из множества этапов. Из листов древесного картона вырезаются формы нужного размера в виде пластин или лент. Пластины картона смазываются мучным клейстером и наклеиваются одна на другую (число слоёв колеблется от 3 до 30, в зависимости от толщины изделия). Боковые стороны будущих заготовок изготавливаются путём навёртывания полос картона на круглые или прямоугольные болванки. Затем заготовки обжимаются прессом. Спрессованные полуфабрикаты просушиваются в сухом, тёмном помещении в течение 3-15 дней. После просушки заготовки пропитываются подогретым льняным маслом. 

После этого заготовки двое-трое суток сушатся в герметичном шкафу при температуре 100°C.  Потом заготовки тщательно отбираются и передаются столярам. Там изделия обрабатываются, дно, изготовленное отдельно, вклеивается и подгоняется рубанком. Затем заготовку обтачивают на шкуровальном круге и доводят наждачной щёткой. Потом для шкатулок изготавливаются миниатюрные шарниры, навески и замки, их незаметно вделывают и тщательно закрепляют в изделии. Грунтовки и шпатлёвки изготавливаются вручную с применением традиционных приспособлений  и наносятся на заготовку.

После высыхания шпатлёвка зачищается пемзой, излишки которой смахиваются гусиным пером. Внешняя сторона палехских изделий покрывается чёрным лаком (ранее использовался масляный лак с сажей). Изнутри изделия раньше покрывались масляным лаком с киноварью (3-4 слоя с промежуточной просушкой различной длительности), в настоящее время для этого применяется красная эмаль. Последняя операция перед росписью - на изделие снаружи и изнутри до семи слоёв наносится светлый лак. Ранее для этой цели использовался масляный лак, приготавливаемый палехскими мастерами по особым рецептам. В настоящее время используется лак промышленного производства. Каждый слой просушивается в печи в течение 9 часов при температуре 90°C.

Когда полуфабрикаты готовы, их передают художникам. Работа палехского художника начинается с приготовления краски. Краски в Палехе разводят на яичной эмульсии. Для этого к отделённому от белка желтку добавляют воды с примесью уксуса, тщательно размешивают. Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой темперный пигмент и тщательно растирается.

Перед росписью поверхность изделия обрабатывается пемзой, чтобы лучше ложилась краска. Затем художник наносит на полуфабрикат подготовленный, проработанный рисунок тонко отточенным карандашом или цировкой – инструментом с тонким, но не царапающим металлическим  наконечником.

Затем изображение прорисовывается белилами с помощью тончайшей беличьей кисточки (кисти художники тоже изготавливают сами). По белилам в строгой последовательности наносятся нужные краски.

Закончив работу красками, художник берётся за золото. Листовое сусальное золото тщательно дробится и растирается пальцами. Роспись золотом также производится тончайшей кисточкой. В качестве связующего используется гуммиарабик. Иногда используется серебро или алюминиевая пудра. Алюминиевая пудра является более грубым материалом и требует более тщательного растирания.

Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его необходимо отполировать. Для этого применяется зуб волка - он имеет особенно гладкую поверхность - или полудрагоценный камень, к примеру, агат.

После того, как художник поставил свою подпись на изделии, оно покрывается лаком и просушивается.

Затем изделие полируется на механическом круге, обтянутом плюшем или бархатом. Окончательная доводка при полировке выполняется только рукой. Поверхность покрывается салом и обрабатывается в течение часа ладонью, смоченной водой. От трения поверхность лака нагревается, выравнивается окончательно и приобретает зеркальный блеск.

Яндекс.Метрика